Назад

Поговорим о головоломках

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбирая недавно старые игрушки, нашла пыльный Кубик Рубика. И 'зависла'. После двух часов напряженной работы задумалась: 'Что же такого интересного в нем и других головоломках? Почему и взрослые, и дети с радостью убивают драгоценное время, корпя над кубиками, шариками или странными кусочками дерева, картона, пластика или бумаги?'. Ответы на эти вопросы лежат в глубокой истории.

Для начала давайте оговорим один момент. Дело в том, что головоломки можно разделить на две больших группы: логические задачи (в том числе и пасьянсы, игры со спичками) и те, которые можно подержать в руках. Вот о последних мы здесь говорить и будем. А уж они-то бывают самыми разными: деревянными, пластмассовыми, проволочными, веревочными, плоскостными и объемными.

Люди знали о головоломках еще в глубокой древности. Скорее всего, изначально они были вовсе не развлечением и не упражнением для мозга, а диктовались серьезными жизненно важными потребностями. Если посмотреть, то в основе любого архитектурного сооружения лежит логическая задача, которая впоследствии объемно реализуется. Помните, в 80-х годах прошлого века были модными головоломки-пирамидки, разделенные на участки, которые надо было совместить особым образом? Чем не Пирамида Хеопса?

Головоломки ради развлечения начали придумывать в Китае около 3тыс. лет назад. Одна из первых - 'Танграм'. Берется какая-либо пластинка или хотя бы листик бумаги, разрезается на несколько геометрических фигур, и затем из них нужно сложить какие-либо другие фигурки: человека, дерево, животное, букву и многое другое. Не менее сложной задачей являлась и попытка воссоздать фигурку из разрезанных кусочков. И если сначала кусочки были плоскими, то со временем они принимали вид объемного шара, куба, пирамиды и других фигурок, в том числе и скульптурных.

Кстати, именно 'Танграм' и другие подобные головоломки ('Сложи квадрат', 'Радужное лукошко', 'Колумбово яйцо' и пр.) рекомендуются детям дошкольного возраста. Сейчас таких игр в продаже очень много, а раньше педагоги начальных классов и воспитатели в детских садах делали их самостоятельно из листов бумаги, картона или линолеума и называли гордыми словами 'дидактический материал'. Ведь уже тогда было известно, что игровые головоломки развивают воображение, творческое мышление и память ребенка.

В наше время существует огромное количество головоломок, построенных по этому принципу. Многие из них (например, головоломка адмирала Макарова) даже взрослее затруднятся собрать с первого раза. А если вспомнить, что в известном фильме ужасов 'Восставшие из ада' 'корнем' всех бед явилась обыкновенная головоломка-кубик, то поневоле начинаешь проникаться уважением к такому сложному и ответственному делу, как собирание головоломки.

Кстати, если для взрослых головоломки лишь забава, детям они помогают формировать стратегическое и логическое мышление. Неслучайно многие нынешние ученые считают процесс решения головоломок первым шагом к построению виртуальной реальности (сколько вариантов, сколько возможностей!). К тому же опыт собирания головоломок в детстве значительно облегчает человеку в будущем решение алгоритмических задач.

Сейчас набирают большую моду паззлы - картонные картинки, разрезанные на многие кусочки. И если для взрослых это просто развлечение, то для ребенка это самая настоящая развивающая игра. А родственник его - тот самый 'Танграм', о котором мы говорили в начале. А еще - мозаики. И если для взрослых представляют интерес разрезанные многодетальные репродукции великих художников или фотографии, то детям важна четкость и яркость изображения - детские глаза только привыкают к цветам, уловить полутон им будет сложнее.

Подбирая головоломку ребенка, стоит учитывать его возраст. И это касается не только уровня сложности, но и возможности ребенка взять и переместить ту или иную деталь игрушки. Например, будет хорошо, если даже при плоском решении головоломок типа 'Танграма', детали будут несколько объемными выпуклыми и не очень мелкими - мелкая моторика ребенка еще не очень развита, а чтобы у него не возникало отрицательных эмоций головоломка и ее детали должны браться очень легко даже детскими ручками. Если же ваш ребенок дорос до Кубика Рубика или 'Пятнашек', проследите, чтобы все детали игрушки двигались без особого напряжения со стороны ребенка.

Веками люди бьются над головоломками, решая их в игре и в обыденной жизни. Как разместить в маленькой квартирке мебель так, чтобы еще и малышу выделить свою игровую зону? Как поставить коляску в лифт так, чтобы соседи, севшие с вами, могли выйти на нужном им этаже? Наверняка, вовремя решенная в детстве головоломка поможет вам найти правильное, разумное и подходящее вам решение этим и многим другим проблемам.

 

Назад